Monthly Archives: Январь 2011

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

В гостях на национальной ёлке

В гостях  на национальной ёлке.

Новый год — самый добрый, долгожданный и сказочный праздник. От него мы всегда ждём исполнения всех заветных желаний. Вместе с ароматом еловой хвои и снега этот праздник приносит в наш дом веселье и счастье. Новый год встречают с дорогими и любимыми людьми, хорошими друзьями.

Такими теплыми словами пригласила гостей на  национальную ёлку председатель Удмуртского общества «Улон» С.Т. Чемезова. Вошло в традицию проводить национальную ёлку в разных городах Свердловской области.  В прошлый новый год были организованы празднества в пос. Октябрьское Белоярского района, а встреча 2011 года состоялась в доме культуры с.Брод  Каменского района.

Последняя ёлка «расширила» круг национальностей — праздник отмечали удмурты, башкиры, армяне, татары, чуваши.  Участники Верхнепышминского клуба удмуртской культуры  «Шудбур» и представители объединения удмуртов Свердловской области «Урал кенеш» были встречены очень тепло и радушно.

Открыл многонациональный праздник председатель координационного совета  по национальным вопросам при  главе города Каменска — Уральского С.М.Назаретян. Встреча была построена необычно — гости новогодней ёлки путешествовали на виртуальном корабле по культурам представленных на празднике народов.

Когда корабль «прибыл» к берегам Удмуртии, единственная в зале гармошка увлекла всех в сказочный  финно-угорский мир. Звучали удмуртские песни, отплясывались удмуртские танцы, водились хороводы. Вот так весело и дружно встречают Новый год представители самых разных национальностей.

Зоя Лощилова,Лауреат национальной премии А.Оки,клуб удмуртской культуры «Шудбур».

Толсур.Верхняя Пышма 2011г.

С Православным Рождеством совпадает празднование Удмуртского обрядового праздника «Толсур» –одного из череды удмуртских праздников, празднуемых в  январе и посвященных памяти предков, встрече Нового года. Ассоциация  удмуртов Свердловской области «Урал Кенеш»  провел этот праздник в городском парке  г.В-Пышма.

В досуговом центре парка Верхнепышминцы встречали многочисленных гостей из Екатеринбурга, с. Шабры, Среднеуральска, г. Режа, с. Мартюши и с.Брод Каменск-уральского района, , а также почетные гости из Удмуртии с.Сыръез  Алнашского района.

В начале праздника выступила  Лощилова О.В. руководитель клуба удмуртской культуры «Шудбур». Она рассказала историю возникновения обряда и его значение для удмуртов. Затем все вышли  к костру, где уже была готова каша с мясом. Пищу освещали  хранители удмуртских традиций, мужчины знающие  слова молении, необходимые в ритуале освещения каши, хлеба, масла. Все благодарили предков, желали урожайного года и всем здоровья. На улице все совершили ритуальную трапезу, водили хоровод , прыгали через костер.

Вернувшись в досуговый центр, все, — и хозяева, и гости – полюбовались на выставку-продажу изделий удмуртских мастеров. А также был организован сбор средств в помощь погорельцам- семье Шайсламовых  Мензаиру и Фирузе  из г.Ревды. Всем, кто внес свой вклад в помощь этой семье, выражаем огромную благодарность.

Угощались национальными блюдами, пели и танцевали – ведь каждый готовился к празднику. Праздник был долгий, веселый и разновозрастной: были и бабушки за 80, и дошкольники, и молодожены, а маленькая Ирина – внучка З.И.Кадровой, учительницы удмуртского языка на базе школы №25, спела песню на удмуртском языке так весело и задорно, что некоторые бабушки в зале прослезились. А З.Обдирщикова восхищала всех своим старинным костюмом из домотканого волокна, манистой с монетами 16-17 веков и принесла на выставку куклу в удмуртском костюме, который пенсионерка сшила своими руками. А А.Г.Васильев – почетный гость из Удмуртии  и З.Г.Лощилова – лауреат национальной премии Ашальчи Оки нарядились Дедом Морозом и Снегуркой, играли на гармошке, пели, танцевали и дарили подарки. Весь день гостей развлекали участники клуба удмуртской культуры «Шудбур» — играли в игры, пели и плясали.

Череда праздников под общим названием «Вожодыр» продолжается, а клуб удмуртской культуры «Шудбур» уже начинает подготовку к лету. По словам З.Лощиловой, нынче летом именно в нашем городе пройдет самый главный праздник   для удмуртов всей области -«Гербер», об этом подробнее мы расскажем позже.

Ольга Лощилова(Верхняя Пышма)

Марина Карпова(Башкириысь удмуртъёслэн кырзанзы)

Вячеслав Цветной-удмурт юморист

Толсур 2011

Толсур 2011

Удмуртские праздники

Новый год(Выль ар)-празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.

Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)

Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия — Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника — Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытъёс (Рождественнские морозы).

Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан). Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника — это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали.

Вöй дыр (Масленица)

Вöй дыр — последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вöй» (масло) и «дыр» (время), то «вöй дыр» означает «масленое время». Март назывался «вöй толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля — начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысети нунал (понедельник) — вöй пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) — вöй келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей — спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали — много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй — её проводы.

Йö Келян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием — вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому — провожали лёд.

Быдзымнунал, Акаяшка (Пасха)

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг (в 2008 году это 24 апреля) от нечистой силы.

Акаяшка — весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой — Акашка уй (букв. «Пасхальная ночь»). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.

Тулыс Геры

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников — молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гериы шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время — в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вöсь 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

За праздником Гербер следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли Куарсур (буквально: «Праздник травы»). В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысетü турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.

Куриськон, Пужмерлы Вöсь

Большие праздники-моления с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ.

Семык Келян (Троица)

Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники.

Выль жук (Ильин день)

Выль жук — осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На родовом току (кутсаськон инты) молотили снопы цепями (кулэс), и зерно провеивали на ветру (тöл шорын) с помощью деревянных лопат. После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи (з»ег) и ячменя (йыды), листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога (Инмар) обильного урожая в будущем. Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище — куале.

На праздник Выль жук приходился Ильин день. Этот религиозный праздник христиан удмурты раньше них ещё отмечали 2 августа ежегодно. На празднование дня Ильи-пророка верующие приносили в церковь вареное мясо (голову и бок) и раскладывали его перед образами, а священник, отслужив молебен, освещал святой водой кушанье и кумышку. Отведав даров, он угощал ими прихожан. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, а затем начиналось боронование пара, посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время начала посева ржи определялось тем, «когда воробьи стаями начнут садиться на птичью гречу». На Ильин день выпекали з»ег нянь колды (каравай ржаного хлеба), резали барана и вдоволь угощали приглашенных гостей.

Пукрол, Пукро (Покров)

Праздник Покров день — Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы. Совершается куриськон — моление духу голбца (погреба).До Покрова дня с полей собирался весь урожай зерновых, шел обмолот. Около Покрова дня происходили малые поминки (пичи кисьтон), а в Покровскую субботу — поминки на могилах (шай вылын кисьтон).

После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила в кенос (клеть), чтобы посмотреть невесту и ее одеяние (дüськут). В Покров день тоже проводилась обрядовая игра — ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.

Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.


Удмурты на Facebook

Георгий Шамшияров

Создайте свою визитку

Ансамбль «Чипчирган» УдГУ

http://www.youtube.com/watch?v=4gsfRR5B184