Monthly Archives: Декабрь 2010

Древние удмурты

Разин А.А. Удмурты – потомки создателей древней цивилизации

Профессор Челябинского университета археолог Г. Б. Зданович более 20 лет назад на Урале (в южной части Челябинской области) открыл «страну городов» — центр древней цивилизации (1). Города и деревни этого центра были связаны меж собой не только экономически, но также в политической, социальной и культурной сферах.

Геннадий Борисович определил политический строй и общественный уклад страны городов как безгосударственную цивилизацию. Безгосударственная цивилизация способствовала жителям страны городов достичь высот и в сфере духовности, и в технике, и в строительстве, и в ремесленничестве. Всего найдено 20 городов, но раскопали и подробно исследовали пока только Аркаим (названный по названию близлежащей башкирской деревни).

Коренное население, проживающее на территории страны городов, бережно относится к древнему достоянию, защищает его от вандализма пришлых людей. Оно в памяти сохранило названия сопок, возвышенностей, гор, сохранило легенды и обрывки духовных ценностей.

Аркаим — это хорошо укреплённый город-крепость, город-храм, город-мастерская. Учёных и туристов восхищает тщательная продуманность его плана. (Видимо, он был построен по чертежам.) По форме напоминает круг. Имеются две улицы: наружная и внутренняя. Нет прямого хода в центр крепости — чужак вынужден продвигаться по лабиринту-ловушке. (Если неприятель или дикий зверь проникнут в крепость, будут уязвимы — при движении по лабиринту легко будут уничтожены.)

В центре крепости находится площадь прямоугольной формы (размером 25 м х 27 м,), видимо, предназначенная для совершения ритуалов. Имеется две стены: наружная и внутренняя. Высота наружной стены 3 метра, толщина — вверху 3–3,5 метра, у основания — 3–5 метров. В крепости имелись обсерватория, канализация, холодильник, улицы были мощёные. Были развиты металлургия и ремесленничество (ткачество, гончарное производство, пошив обуви). Гениально и просто разработана система поддувала для плавильной печи — воздух поступал из колодца по специальному отводу. Получалась мощная тяга. В печь перед плавлением засыпали руду, дрова и кости (в качестве флюса).

Жители Аркаима были сильны в математике и астрономии, с точностью до секунды определяли время восхода и захода солнца, длительность суток. Колесом начали пользоваться раньше китайцев. Торговали со многими странами. Среди товаров были боевые колесницы, изделия из металла. Бронзовые украшения караванами доставляли на берега Эгейского моря и на остров Крит/

Поражает возраст Центра древней цивилизации — около 5 тыс. лет. Тогда ещё не было Древнего Рима, Трои и Вавилона, только-только началось строительство египетских пирамид. Подобная крепость Стоунхендж (точно с таким же диаметром и идентичным планом) обнаружена в южной части Англии. Расстояние между ними 4 тыс. км. Находится на той же широте, по возрасту — чуть моложе Аркаима, Можно предположить, что обе крепости построены по одним и тем же чертежам.

Несколько лет тому назад в Аркаиме побывал В,В.Путин, будучи Президентом РФ. Он проникся гордостью к предкам, создавшим древнюю цивилизацию на территории России, и, уезжая, распорядился финансировать создание многопрофильного центра с музеем. Сегодня в Аркаиме осуществляются научные исследования по астрономии, математике, археологии, этнографии, истории и культурологии, проводятся культурно-просветительские и оздоровительные мероприятия, созданы условия для обслуживания многочисленных туристов.

Аркаимцы жили общинами, человек по пятьдесят. «Квартира» общины напоминает форму трапеции. В ней имеются выходы во внутрь крепости и на наружную стену. Все воины крепости по сигналу тревоги моментально могут выйти на крепостную стену для круговой обороны от неприятеля, или всё население быстро может собраться на центральной площади.

Но по неустановленной пока причине жители Аркаима ушли с насиженного места, разделившись на несколько групп. Одна часть переселились на территорию Тибета и унесла туда свою культуру, в том числе, изобретённое колесо и поклонение кругу (мандала), Другая часть мигрировала на территорию Ирана. Вместе с ними переселился Заратуштра (Заратустра, Зороастр), ставший Пророком древних иранцев (персов) и создавший священную книгу-гимн «Авеста» о пути духовного совершенствования общества. Зороастризм стал учением, распространённым во всём мире.

Можно предположить, что Заратуштра был нашим предком. Он, по словам Павла Глобы, родился на территории современного Каракулинского района, где река Белая впадает в Каму, согласно другим источникам, родился на Урале. (Президент Таджикистана несколько лет назад приезжал в Аркаим познакомиться с прародиной и культурой своих предков).

Г. Б. Зданович и его коллеги (К,К.Быструшкин, Е. В. Куприянова, А. К. Кириллов и др.) считают, что Аркаим и страну городов создали ары (арии). Такое заявление сделано, основываясь на многих неопровержимых аргументах и научных фактах. Открытие Аркаима и страны городов на южном Урале произвело настоящую сенсацию. Это целое событие в научном мире. Оно многое меняет в представлении о развитии культуры многих народов и их этногенезе, о влиянии финно-угорских этносов на динамику мирового процесса.

С обнаружением следов древних арийцев стало престижно быть арийцем и неудивительно, что многие этносы теперь претендуют на звание «арийских потомков», в том числе, русские, немцы, башкиры. Имеют на это право удмурты и коми-пермяки.

Притязания удмуртов имеют серьёзные основания. Так, древнегреческий историк Геродот пишет, что люди, живущие в предгорьях горы Рифей (Урал), свою страну называют «Арима», а себя — «аримаспи». Французский историк Альфред Рамбо в своей книге «Живописная история древней и новой России», изданной в России 1884 году, удмуртов идентифицирует с арами (2, 176).

Профессор М. В. Гришкина, опираясь на материалы московских и булгарских летописей, на записи арабских географов и путешественников, на труды русских ученых делает вывод, что предками удмуртов были ары. В этих источниках праудмуртов называют: «арису», «ары», «аряне», говорится о территории «ал-Арсанийа», её князе, живущем в столице Арсани. Купец и миссионер Абу Хамид ал-Гарнати в своих записях эту страну называет «Ару». Его записи совпадают с содержанием булгарских летописей и записями арабских географов. В материалах переписи, проведённой в Х веке Алмыш-ханом, содержится информация, что треть населения Волжской Булгарии составляли ары (180 тыс. человек). В разных источниках (Абу Исхак ал-Фариси ал-Истахри, ибн-Хаукаль, ал-Хаукали, Гардази, Н. П. Рычков, А. М. Курбский, М. Г. Худяков, Д. А. Хвольсон, В. Н. Татищев, Б. А. Рыбаков, А. Л. Монгайт) столицу аров называют «Арса», «Арча», «Арта», «Артаб». В легендах и сказах сохранившейся части удмуртов Кукморского и Балтасинского районов современного Татарстана прославляется город Арча (3, с. 53 — 83). Речь идёт о современном городе Арске, одном из центров княжества древних удмуртов. Часть удмуртов Арского княжества отатарилась. Происхождением оттуда выдающийся народный поэт Татарстана Габдулла Тукай. Писал он на татарском языке, но по происхождению — удмурт из рода Тукай. (Кстати, за всю историю не было ни одного татарина по имени «Тукай», а среди удмуртов — есть. Примечательно, что на территории Республики Татарстан, есть несколько деревень с названием «Тукай», а рядом с Набережными Челнами есть даже Тукаевский район.) Казанские татары сегодня уже признают, что Габдулла Тукай — «общая» национальная гордость удмуртов и татар.

Имеется ещё немало аргументов в пользу допущения, что жители Аркаима были праудмуртами. Вся поверхность глиняной чашки, обнаруженной на раскопках Аркаима, разрисована геометрическими узорами, знаками (которые предстоит расшифровать), а на донышке и краях нарисован удмуртский солярный знак, похожий на свастику (тоже символ Солнца).

Башкиры, живущие в окрестностях Аркаима, в основе своей есть тюркизированные финно-угры, в том числе удмурты (ары). Многие традиционные орнаменты местного населения, представленные в музее Аркаимского центра, не отличаются от удмуртских узоров. Кроме того, необходимо учесть тот немаловажный факт, что татары и чуваши до сих пор удмуртов называют «арами».

В краеведческом музее Аркаима выставлены современные вышивки, ковры и старинная одежда местных жителей Челябинской области. Орнаменты на них выдают родство местных жителей с финно-угорскими народами, в том числе удмуртами. Одним словом, можно не только предположить, но и утверждать, что современные жители окрестностей музея-заповедника Аркаим — это финно-угры, частью обрусевшие, частью тюркизированные.

Аркаим, как центр древней цивилизации, замечателен в основном не богатой материальной культурой, а высокой духовностью, достижением гармонии во всём, бережным отношением к окружающей среде. (Удмурты, кстати, тоже сохранили леса, реки, родники и всю родную природу, дарами которой пользовались разумно, в меру.) Аркаимцы молились Солнцу. Соответственно везде и во всём у них присутствует символ Солнца. Современные удмурты, сохранившие дохристианские верования (особенно проживающие на территории современного Башкортостана), обожествляют Природу и Солнце. Символ Солнца распространён в орнаментах удмуртских деревень (на одежде, на воротах и наличниках).

О наличии древней цивилизации древних финно-угров говорят материалы раскопок, проведённых на берегу Камы в селе Чеганда, расположенном на территории современной Удмуртской Республики. Там обнаружены следы древней цивилизации: следы плавки металла (тигли, огарки), музыкальные инструменты, орудия труда из металла, боевое оружие. Возраст находок — 5 тыс. лет.

Опосредованным методом можно определить и возраст замечательного струнного инструмента крезь (гусли). Словом «крезь» называют этот инструмент и удмурты, и ханты, и манси. Марийцы называют похоже — «кырзь». Если учесть, что дифференциация этих этносов начала происходить 5 тыс. лет тому назад, то можно сделать вывод, что возраст крезя не менее пяти тысяч лет.

Резюмируя, хочется сказать, что финно-угры, в том числе удмурты, способны не только заимствовать иную культуру, но и сами творят её. Я твёрдо уверен, что у них была и своя письменность. Народ, достигший огромных высот в математике, астрономии, архитектуре, строительстве, промыслах, технике, а также торговавший со многими цивилизованными странами, не мог не изобрести письменность. Хочется поддержать тех авторов, которые говорят, что каждый этнос самоценен, что культура каждого народа самодостаточна, что самобытность необходимо беречь как одну из главных ценностей человечества. Особенно достоин сохранения народ, построивший цивилизацию, основанную на гармоничных отношениях с Природой и со всем окружающим миром.

Литература

Николай Анисимов

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Николай Анисимов.Эн люкиське


Аркаим-город наших предков

Ансамбль «Арганчи» у нас в гостях 2008г

Известный ансамбль гармонисток из села Бобья Уча Малопургинского района Удмуртской Республики «Арганчи» («Гармонистки»)отметил 20-летие. Мастерству гармонисток рукоплескали зрители Финляндии, Эстонии, Венгрии, Молдовы, России. Среди 16 участниц ансамбля: доярка, телятница, школьницы, начальник почты, руководители муниципальных образований. Создала и руководит все эти годы единственным в мире женским коллективом гармонисток заслуженный деятель искусств РСФСР Екатерина Антонова.

Мы в гостях в Удмуртии

Метеоролигческие поверья удмуртов

Все метеорологические поверья связаны с дохристианскими верованиями удмуртов, с их представлениями о мироустройстве. Обоготворение окружающей природы обнаруживается в  представ-лениях о богах – Инмаре и Куазе. Ученые полагают, что образ Инмара восходит к прафинно-угорскому божеству неба и воздуха; Куазь – бог погоды или погода вообще. По представлениям древних удмуртов, именно от них зависел урожай и,  соответственно, благополучие людей. Помимо этих богов почитались Гудыри-мумы (божество грома,  грозы), Инву (божество небесной воды), Вумурт (божество реки) и т. д.  Но главным  божеством,  покровительствовавшим земледелию, был Му-Кылдысин – божество земли [Владыкин 1981: 148].

В честь божеств в течение года проводились многочисленные обряды. Нет необходимости подробно рассматривать здесь канонически проводимые празднес-тва, обратим внимание лишь на поверья, связанные с божествами.

Музъем-мумы (Земля-мать). Живет внутри холмов, возвышающихся на по-верхности земли,  поэтому холмы раскапывать нельзя.  В жертву Музъем-мумы при-носят черного, как сама земля, быка. Но осенью жертву приносить нельзя: в это время земля уже спит [Емельянов 1921: 135]. Во время обрядов, когда жертва прино-сится земле,  части приносимой в жертву еды (хлеб, лепешки, яйца и т.д.) склады-ваются в небольшую ямку, вырытую деревянной лопаточкой. Делают ее специально для этой цели, так как железной не разрешается, чтобы  не  сделать ей больно. В день рождения земли (музъем вордbськон нунал/музъем ниманник), на второй день после Троицы, не разрешается пахать, боронить, копать. Удмурты Красно-уфимского района Свердловской области, например, раньше выходили в поле, на луга и выдергивали из земли межевые столбы,  колышки стожар,  облегчая  якобы тем самым участь земли. Отражением подобных взглядов является следую-щее поверье:

Музъем  нуналэ  луд  вылэ эн поты:  чача муртэз адpыса кулод (В день рождения земли на поле не выходи: увидишь духа оспы и умрешь).

Межи на  крестьянских  полях считались раньше дорожками Кылдысина (Творца), по которым он любил расхаживать в полдень, наблюдая за всем, что произрастает на земле.  Вот как рассказывает об этом предание: “В стародавние времена Кылдысин большею частью жил на земле между людьми. Людей тогда было немного,  и каждый имел большие земельные участки. А между участками были длинные и широкие межи. Они были любимыми дорожками Кылдысина, он постоянно ходил по ним. Седой, в белой длинной одежде, высокий, Кылдысин с улыбкой наблюдал за тем, как возделывались поля удмуртами, одетыми в такие же белые одежды, как и он сам. Каждое упавшее на землю он поднимал  любовно  и каждый колосок,  выросший на меже, осторожно обходил, чтобы не наступить на него. При такой заботе земля давала большие урожаи” [УНЛ: 39].

В связи с этими верованиями возник,  очевидно,  запрет,  согласно которому не разрешалось в полдень отдыхать – сидеть или лежать на меже:

Аналэн межаяз кjлbд ке, пери шуккоз (Если будешь спать на меже, паралич ударит).

Шунды-мумы (Солнце-мать). Следит за восходом и заходом солнца. Когда солнце передвигается по небу, она указывает ему дорогу.

Гудыри-мумы/анай (Гром-мать). В связи с христианизацией удмуртов на представления о ней наслоился образ  Ильи-пророка.  У Гудыри-мумы нужно испрашивать дождей и тепла [Емельянов 1921: 134]. Она во время грозы катается в облаках на огненной колеснице. Грохот колес колесницы и является  громом.  Инмар якобы посылает  Гудыри-мумы поражать молнией шайтана,  который бес-совестно оголяет перед ним нижнюю часть тела.  Это  представление  стало отдель-ным сюжетом в жанре побывальщин в удмуртском фольклоре, в которых расска-зывается о том, как человек стрелял в шайтана: “Один человек пошел охотиться на рябчиков. Пока ходил он по лесу, небо заволокло тучами. Пошел дождь. Сел охотник под елку,  смотрит,  как идет дождь. В это время молнии начали ударять совсем близко от него. Небо громыхает раз за разом, молнии ударяют одна за другой. Присмотрелся охотник  к тому месту,  куда молнии ударяют, и увидел маленького человечка. Тот стоял вниз головой на пне и оскорблял своим видом Инмара.  Инмар посылал молнию за молнией, но никак не мог попасть в этого человечка. А тот еще пуще старается.  Двенадцать раз ударял Инмар молнией по тому  пню, но попасть в цель не мог. Тут охотник рассердился и выстрелил. Кубарем скатился нечестивец с пня. Оказывается, это был шайтан. Инмар не остался в долгу перед охотником. С тех пор его ружье не знало промаха [Мункачи Фукс 1952: 68 – 70].

Смысл этих верований объясняет следующие поверья и запреты:

Куазь зорыку, ньылпу улэ уг лэзё пырыны, шайтан бордад кутскоз, шуо. Шайтан вылад тэтчиз ке,  Инмар,  пе, xашъёз (Когда идет дождь, не разрешают прятаться под пихтой, говорят, что шайтан может прицепиться. А если шайтан прицепится, Инмар молнией ударит);

Куазь гудыръяса зорыку, ваё кыз улэ пырыны уг лэзё: кызлэн ваяз шайтан, пе,  пуке. Со шайтанэз Инмар xашйыкуз, шайтан адями борды кырмиське но, Инмар шайтанэз но, адямиез но xош вие (Во время грозы нельзя прятаться под ветвистой елью: говорят, что на ветках сидит шайтан. Когда Инмар хочет убить молнией шайтана, шайтан прыгает на человека, и Инмар убивает и человека, и шайтана).

С этими же верованиями связан и запрет носить пустыми  пестерь  и ножны: “Один  человек  ходил  в  лес присмотреть за пчелами. Когда он возвращался, его застала гроза. Сверкнула молния, и начал вокруг человека летать огонь. Человек, удивившись, начал обыскивать карманы, проверил за пазухой,  но ничего не нашел.  Посмотрел в ножны – а  оттуда хвостик плотвы торчит. Вытащил он из ножен плотву за хвост и отшвырнул в сторону. Молния тотчас же эту рыбку поразила.

В ножны,  оказывается,  шайтан,  обратившись в плотву, спрятался. Если бы человек его не заметил,  молния и его бы поразила. Хорошо, что человек знал, что при появлении такого огня нужно себя осмотреть. Поэтому и не разрешают пустой пестерь,  пустые ножны носить.  Если  ножны пустые, во время дождя нужно щепку положить. И это правда”[Мункачи Фукс 1952: 67].

О том, что данное поверье имело силу, доказывает находка археологов: в одном из могильников в захоронении среди прочих вещей обнаружены ножны, в которые был вставлен деревянный кинжал [Семенов 1980: 131 – 132].

В свете этих верований получают ложную мотивировку и рациональные запреты не находиться под одиноким деревом или у окна во время грозы:

Куазь  зорыку ньылпу улэ ке пырид,  Инмар xашъёз (Если во время грозы сядешь под пихту, Инмар молнией поразит);

Куазь гудыръяку, кыз улын корт бордад медаз луы, иське, пе, Инмар xашъёз (Когда во время грозы прячешься под елью, с собой не должно быть никакого железного предмета, иначе Инмар молнией убьет);

Куазь гудыръяку, косяк шорын улоно jвjл, пе: Инмар xашъез (Во время грозы нельзя у окна сидеть: Инмар молнией убьет).

Представления о сверхъестественных возможностях природных сил отрази-лись в поверьях о первом громе:

Азьвыл гудыриез кылыкуд, музъем вылтb погыльскыны косо, бадpым мед будод, шуо /аран дыръя кускыд, пе, уз жадьы (Если услышишь первый гром, советуют кувыркнуться на земле, говорят, что так можно вырасти большим/Поясница во время жатвы уставать не будет).

Здесь скрыто представление древних людей о связи плодородия человека и земли. Люди, очевидно, верили, что, катаясь по земле, человек передает свою продуцирующую силу земле в тот момент,  когда она оживает весной, “просы-пается” от первого грома:

Нырысетb  гудыри  музъемез сайкатэ,  собере турын будыны кутске (Первый гром землю пробуждает, после этого трава в рост идет).

Чтобы не вызвать грозной стихии природы  грозы, во время которой возмо-жен град, способный нанести урон колосящимся хлебам, не разрешалось рвать дикую гвоздику  (гудыри сяська/инвожо сяська).

Считалось, что в  инвожо – дни летнего солнцестояния,  период цветения ржи – Инвожо-мумы (мать небесной кары) спускается с неба и живет на цветах дикой гвоздики. Чтобы не причинить ей вреда и не вызвать ее гнева, нельзя рвать цветы. Иначе она нашлет грозу, град и повредит посевы.

Эти поверья вытекали из представлений о периодах летнего и зимнего солнцестояния,  которые считались тяжелыми,  опасными, так как были периодами переходными. В связи с этим не разрешалось производить работы определенного вида, шуметь, смеяться, шутить в полдень. Старались не осквернять воду стиркой,  котелками, которыми зачерпывали воду, переправляться через реку, купаться. В противном случае разгневанные божества неба, воды, грома могли наслать грозу, град и побить хлеба:

Вуэ  зырымаськыны уг яра – пуэд йjтоз (В воду сморкаться нельзя –  насморк будет);

–Милям уг лу мисьтаськыны ошмесамы, кажной год град. Калык юнматэмын: ошмесын дbсез миськыны уг лэзё (В нашем роднике стирать нельзя, каждый год  град  бывает.  Народом так установлено:  в роднике стирать запрещено).

Чтобы остановить уже начавшийся град, рекомендовали выбрасывать в окно ухват, кочергу или хлебную лопату (один предмет или все вместе). По-видимому, здесь действовала вера в силу огня,  очага и предметов,  с ним связанных.  Верили, что как только эти предметы окажутся за окном, град прекратится.

Силы природы,  согласно верованиям,  действовали на человека  так же, как и на природу, в частности, на растения. Точно так же, как трава, деревья нуждались в воде,  так же и человеку, чтобы вырасти, рекомендовали бегать под дождем:

Куазь зорыку, гольык пыд, пе, ветлоно: бадpым, пе, будод (Во время дождя босиком,  дескать,  ходить нужно: большим, говорят, вырастешь);

Куазь зорыку, гольык йыр ветлы: бадpым, пе, будод (Во время дождя с непокрытой головой ходить нужно: большим, говорят, вырастешь).

До сих пор можно слышать, как ребят в шутку посылают побегать под теплым моросящим дождиком.

С верованиями  о  грозе,  воде связаны и представления о радуге (вуюись) – то добром,  то злом существе в  зависимости  от  мотивировки, вкладываемой в основу поверья:

Вуюисез адpыса,  дораз бызьыса вуид ке, зарни тусьтызэ но пуньызэ сётоз (Если,  увидев радугу, добежишь до нее, подарит свою золотую чашку и ложку);

Вуюись доры мыныса вуид ке,  вуюись зарни тусьты-пуньы либо туж трос зарни уксё сётоз,  шуо (Если дойдешь до радуги, говорят, она даст тебе золотую посуду или очень много золота.).

Гужем ялан пыласькыса улbд ке, вуюись ас гураз нуоз но виёз, пе (Говорят, что, если летом будешь много купаться, радуга унесет под свой небосвод и убьет там).

Совершенно очевидно, что последний пример является запретом, приучающим детей не злоупотреблять купанием.

У многих народов существовали поверья, согласно которым животные, подающие голос перед дождем,  являются его  хозяевами.  Удмурты  также имеют подобные  представления и соответствующие им поверья с прямой или опосредо-ванной мотивировкой:

Эбекез эн виы – куазь зороз (Нельзя убивать жабу – будет дождь);

Эбекез лёгыны шедьтыса ке виид – со нунал ик зороз (Если убьешь жабу, наступив на нее, в тот же день пойдет дождь);

Эбекез исад ке, скал ноныез сюпсёз (Нельзя трогать жабу, испортит коровье вымя);

Пинал муртлы бакаез виыны, пе, уг яра: кышноедлэн шыдэз, пе, шjг позёз (Говорят, что молодому человеку нельзя убивать жабу: его жена всегда будет варить пресный суп);

Кулэм  эбекез  кjтыныз валлань кариськод ке, со нунал ик зороз (Если мертвую жабу перевернешь на спину, в тот же день пойдет дождь);

Бакаез кутылыны уг яра. Кияд кызяз ке, киыд сисьмоз (Жабу трогать нельзя. Если помочится на твою руку, рука отсохнет);

Бакаез  виид ке,  пельтэм кылёд (Если убьешь жабу,  глухим станешь).

От дождя,  влаги в большей степени зависело,  каким будет урожай. Потому периодически,  при засухах крестьяне прибегали к обряду вызывания дождя. Суть обряда заключалась в действиях, которые, согласно законам имитативной магии,  должны были привести к желаемым результатам. Когда дождь был нежелателен, на первое место выступали все вышеуказанные поверья-запреты о жабах. Был в ходу и следующий запрет:

Вуэн  эн  пазяськы  –  куазь  зороз (Не брызгайся водой – будет дождь).

Когда же дождь был необходим,  люди верили, что они могут вызвать его определенными действиями. Обряд вызывания дождя отличался деталями в локальных традициях удмуртов. Обычно начинался с того, что дети, молодежь ходили по деревне и собирали крупу или  яйца.  К  определенному времени жители всей деревни собирались у реки, где в большом котле варили кашу из пожер-твованной крупы или яйца: “Процессия из нескольких человек во  главе  с восясем – жрецом – обходила дворы и старалась обрызгать водой встречных. Даже немощным старикам, не способным передвигаться, окропляли водой руки и ноги.  Призывая на помощь умерших предков и веря в их могущество,  процессия шла на кладбище и омывала  углы могильных оград” [Долганова 1981: 10]. В некоторых деревнях сталкивали в реку черного или серого барана,  символизировавшего цвет  тучи/облака; брали со дна родника землю и забрасывали ею окна.  Мыть стекла не разрешалось до тех пор, пока дождь не смоет с них грязь [].

Люди верили, что так же, как дождь, можно вызвать и ветер:

Шуласькод ке,  куазь тjло луэ (Будешь свистеть – поднимется ветер).

Во время сенокоса,  когда стояла жара, свистели, стараясь вызвать ветер, подшучивали  над  маленькими детьми,  посылая их за “мешочком с ветром” (тjл пуйылы):

Шулад ке, тjл потэ, шуо. Соин, куен тjлbськыкузы тjл ке уг луы, шулало (Говорят,  что если посвистеть,  появится ветер. Поэтому, когда во время веяния зерна лопатами не бывает ветра, свистят).

Потому не разрешалось свистеть,  когда ветер был  нежелателен. С этими же  поверьями связаны запреты не свистеть в доме:  не будет достатка, будет пусто, “как ветром снесет”:

Коркан шуланы уг яра:  буш луоз (В доме свистеть нельзя:  будет  пусто);

Коркан шуланы уг яра: коркакузёлэн вожез потоз (В доме свистеть нельзя: домовой рассердится).

Сильные бури,  вихри объяснялись передвижениями лешего (нюлэсмурта).  Считалось, что вихрь (тjлпери – букв.: дух ветра) – можно остановить, бросив  в  него топор или нож или произнеся следующую фразу-заклятье: “Тbре-пуртэ бордам» («Топор и нож со мной»). Магия железа в соединении с магией слова, согласно поверьям древних, должны были сделать свое дело.  Закономерно,  что все из ряда вон выходящие случаи  стихии природы – бури,  наводнения,  грозы – объяснялись действиями сверхъестественных сил – враждебных человеку, – нюлэс-мурта, вумурта.

Удмуртский фольклор богат сюжетами, основанными на подобных верова-ниях: “Два друга всегда вместе на охоту ходили.  Однажды решили они заночевать в лесу.  Нашли подходящее место,  разожгли  костер.  И  вдруг кто-то говорит им человеческим голосом: “Уходите отсюда поскорее, пока живы! Здесь свадьба проедет!” Два друга убрались с этого места поскорее. Спрятались на расстоянии одного гона и слышат чей-то разговор на том месте,  где они  ночевать собирались: “А-а, уйти успели. Мы могли бы здесь поживиться!”

Слушают этот разговор два друга, а сами ни живы, ни мертвы. А потом по  тому  месту  свадьба  со страшным шумом прошла (подчеркнуто мною – Т.В.). Всю ночь не могли  охотники  уснуть  от  страха” [Мункачи-Фукс 1952: 53].“Вумурты – водяные – водятся в глубоких водоемах – реках или озерах. На  маленьких  речках милее всего для них омуты в мельничных прудах. В облюбованных местах они поселяются полным  хозяйством,  разводя даже скот.  Живут семьями: у вумурта есть и жена, есть и дети. Сыновей он женит, а дочерей выдает замуж за молодых вумуртов соседних  водоемов. Свадьбы справляют больше весной и осенью,  при этом свадебный поезд едет, сколько возможно, по воде, разрывая на своем пути мельничные плотины и повышая воду в речках (подчеркнуто мною – Т.В.)” [УНЛ: 65]

С верованиями связаны поверья о природных явлениях и прогнозы  на урожай, ориентированные на календарные праздники:  Новый год, начало и конец Святок – Рождество (Ымусьтон) и Крещенье (йj вылэ султон),  Великий четверг (кулэм потон уй),  Пасха (Великтэм/Будpыннал), праздник первой борозды (Акашка) и т.д.:

Выль ар нунал йj бырда ке,  pег удалтоз, шуо (Говорят, что если в Новый год на реке образуется наледь, уродится рожь);

6 январе сюрес вамен куроез тjл нуэ ке,  ньыльдон нунал xоже тjло, пе,  луэ (Если 6 января ветер дует так,  что переносит  через дорогу соломины, еще сорок дней после этого будет ветреная погода);

Вуж виль ар уин куазь сэзь ке луиз,  эмезь удалтоз (Если  ночь старого нового года будет ясная,  говорят, что урожай малины будет хороший);

Йj вылэ потон дыръя куазь лымыя ке, со гужем муш палдэ (Если на Крещенье идет снег, летом пчелы будут хорошо роиться);

Оддокей  шунтbз ке,  тулыс вазь луоз (Если на Евдокию оттепель, весна будет ранней);

Бладчо нунал /Дjдьы куштон нунал ву потbз ке, лымы ;ог шуналоз (Если на Благовещенье появится вода, снег быстро растает);

Xук мунчо уй пильмо ке луэ – пильмо луоз арез, тjло ке – тjласькоз (Если ночь на Великий четверг бывает пасмурная,  год будет дождливый, если ветреная – год будет ветреный);

Бадpым нунал уй пильмо ке луиз,  ю удалтоз (Если ночь на  Пасху пасмурная, будет хороший урожай).

Виле зоре ке,  сbзьыл зоро луоз (Если на Ильин день идет дождь, осень будет дождливой);

Берпум Спас бере куазь гудыръяз ке,  сезьы удалтоз, шуо (Говорят, что если после третьего Спаса гремит гром, будет урожай овса).

Все эти  поверья  по  сути представляют веру в магию первого дня, поскольку все основные календарные праздники практически являются  началом лунного месяца, лунного года. Ученые считают эти поверья ярким свидетельством поклонения древних луне как божеству,  влияющему на природу и жизнь чело-века[]. Помимо вышеприведенных,  имеются и другие поверья (хотя их можно уже отнести к  ошибочным приметам,  поскольку в них нет явных намеков на веру в сверхъестественное),  в которых по фазам луны и ее состоянию прогнозируется погода  или определяется судьба человека (гадание по луне):

Толэзь ;ужакуз шонер ке – шулдыр, пе, луоз, гаxоло ке – соку жобалоз (Если  месяц  всходит прямо – погода будет ясной,  если рожками вверх – погода будет ненастной);

Виль  толэзь  первой адскыкуз чонь ке луэ,  та толэзь зоро луоз (Если нарождаю-щийся месяц прямой, этот календарный месяц будет дождливым);

Выль толэзь гаxоло ке потbз,  пересьёс улон  секыт  луоз,  шуо. Xошкыт  ке луэ,  капчи улон луоз,  шуо (Если месяц нарождается рожками вверх, жизнь будет тяжелой. Если месяц прямой, жизнь будет легкой.);

:ужась  пинал толэзез бур паласен ке адpид,  умой луоз;  паллян паласен ке адpид,  урод луоз (Если восходящий  молодой  месяц  увидишь справа, будет хорошо; увидишь слева, будет плохо).

С магией первого дня переплетается магия тяжелых или легких дней.  Тяже-лыми считались все нечетные дни недели, “легкими” —  все четные:

Понедельнике зориз ке,  быдэс арнязэ зороз (Если в  понедельник будет дождь, всю неделю он будет идти);

Суббота нуналэ зорыны кутскиз ке,  быдэс арня зорыса улоз (Если дождь начи-нается в субботу, он будет идти всю неделю);

Понедельнике нокыxе ужез мытыны уг яра:  азинэз уз луы (В понедельник нель-зя начинать никакую работу: не будет спорины в деле)* .

Любое нарушение последовательности в природе,  сдвиг границ  того или  иного явления на более ранние или поздние сроки в глазах не вооруженного знаниями земледельца представало как нарушение закономерностей и вызывало ложную тревогу,  страх, ожидание нежелательных последствий, порождая соответствующие поверья:

Туриос лымы вань дыръя ик лыктbзы ке,  ар секыт луоз (Если  журавли прилетят до того, как растает снег, год будет тяжелым);

Гудыри вазь,  лымы дыръя ик,  кылbське ке,  ар секыт луоз (Если гром в первый раз прогремит до того, как растает снег, год будет тяжелым);

Гужем шорын улмопу ке сяськаяське,  алама ивор луоз (Если черемуха зацветет посреди лета, будут плохие известия);

Сяська арлы кык пол усьтbськиз ке,  мар ке но алама  луоз (Если цветы распускаются два раза в год, будет какое-то несчастье);

Берпум Спас бере куазь гудыръяз ке,  ар секыт луоз,  шуо (Говорят,  что, если после третьего Спаса еще будет греметь гром,  год будет тяжелым);

Писпу борды сbзьыл куаръёс кылё ке,  жугиськон потоз, шуо (Говорят,  что, если осенью листья остаются на деревьях, будет война/год будет тяжелым).

Итак, в отличие от других  фольклорных  жанров,  несущих  функции этических установок,  поверья более всего ориентированы на сферу быта. Но быт крестьянским мировоззрением воспринимается как бытие. И внимание,  буквально дотошность к мелочам обусловлены стремлением сохранить микрокосм как часть макрокосма. В конечном счете оказывается, что поверья – форма объяснения мира,  это конкретные,  свернутые до формулы правила поведения человека,  возведенные в закон и  освещенные  опытом предшествующих поколений и в силу этого не требующие расшифровки и обсуждения, а лишь усвоения и реализации.  Пренебре-жение  ими  нарушает природное и – как следствие – социальное равновесие. В этом смысле поверья корреспондируют с другими формами поведения и общения, организованными в свод обычного права.  Истинность поверий доказывается не аргументацией, а апелляцией к системе высших авторитетов типа ”сямзы сыxе” (обычай такой), “шуо, пе”(сложная поведенческая формула желательности, возможности, необходимости, канонической нормы ).

Несмотря на  то, что поверья формально строятся по формуле озьы ке карид, умой луоз jд ке – урод (если да, то успех, если нет – неудача) и являются, казалось бы, прямой иллюстрацией известного принципа post hoc – ergo propter hoc (после этого, значит, вследствие этого), объяснить их простым чередованием обуславливающих друг друга явлений и событий,  а тем более логикой причинно-следственных  связей  не  всегда представляется  возможным.  Рожденные в сфере мифологического сознания, проходя через рациональные испытания жизнью,  они снова возвращаются в сферу подсознания,  этнопсихологии, утверждая свою конечную истину народного менталитета,  если даже и воспринимаются современным мышлением в качестве “правильных неправильностей”.

 

«Урал кенеш» в гостях в Удмуртии 2009г.

На улицах Бобьи-Учи

В апреле 2009 года»Урал кенеш», в составе 15 человек, выехал с ответным визитом в гости к ансамблю «Арганчи» д.Бобья-Уча(Эдэй гурт).Нас тепло ( с кумышкой)встретили на ЖД вокзале города Агрыз участники ансамбля.Администрация специально для нас выделила  школьный автобус, на котором нас знакомили с удмуртскими просторами .С полным столом вкушений нас всех приняла у себя дома руководитель ансамбля «Арганчи» Екатерина Леонидовна  Антонова.Далее пошли на экскурсию В Бобью-Учинскую среднюю школу.И там нас,оказывается,уже ждали.Ученицы с гармошками вышли нас встречать,и устроили целую концертную программу  в актовом зале школы.Но мы тоже в долгу не остались-показали тоже-как мы можем ,как у нас поют и танцуют. После этого нас повезли знакомить с жителями  соседней деревни Новая Монья.Нам показали выстроенную по Президентской программе новую школу, мы посидели за партами и даже нас угостили в школьной столовой.Директор школы сыграла и спела нам сама на баяне,провела по всем коридорам школы,показала всё.

А нас ждали уже в клубе деревни,где мы ,вместе с «Арганчи» ,готовили концертную программу.И на наш концерт вышел полный клуб удмуртов-и стар и млад,конечно же,гостей из Екатеринбурга посмотреть.Наше выступление встретили очень восторженно,и после концерта люди сразу не разбрелися по домам-устроили танцы под гармошку.А потом ,под бдительным взором местных бабушек,мы отправились в деревенский «Пукон корка» (Дом посиделок).Там уж нам бабушки показали,что они умеют,и мы  были очень  в восторге от них.Сколько у них там вышивки,сколько старинных вещей-очень интересно.Но время уже было почти 2 час ночи и мы отправились на отдых в Бобью-Учу.Нас разобрали  по домам кого- куда до утра.А утром все собрались у очень добродушной семьи Лилии Байковой(Волковой).Лилия Байкова сама известная ,искусная рукодельница-кукольница.У них уже  с утра пеклись блины и перепечи ,стол был полон  разных явств. Оттуда нас пригласили в парк ,где уже была приготовлена каша в большом казане с мясом в честь Великой Пасхи(Быдз»ым нунал),там нас ждали жители деревни.Мы там очень интересно повеселились.С нами познакомится приехали из Ижевска  участники ансамбля «Чипчирган» Ирина Пчеловодова и Николай Анисимов . Они нам показали свои выступления-старинные песни наших предков .После весёлого времяпровождения в парке мы отправились к Кате-апай,где подвели окончательный итог нашей встречи.Нас до Агрыза проводили на автобусе принимающая сторона-анс.»Арганчи».Все люди на вокзале восторженно всматривались на наши удмуртские костюмы, от наших песен и от наших танцев им  самим хотелось войти в этот праздник души.До самого вагона мы пели удмуртские песни.Спасибо всем ,кто нас так тепло и радушно принимал,украсил нашу жизнь светлыми чувствами!!!    С благодарностью «Урал кенеш».

В клубе Бобьи-Учи

В школе Бобьи-Учи

В школе Новой Моньи

Бабушки Новой Моньи

Пукон коркан

анс. «Италмас»г.Дегтярск но «Ошмес» г.Екатеринбург

Кытысь потиз «уд мурт»шуон кыл

Кылзиське пересьёсты...Удмурт шуиськом ке,асьмеос малпаськом быдэс калык,нация сярысь.Соиз валамон…асьмеос удмуртъёс бере…кин сярысь малпан лыктоз на.

Нош кытысь потиз меда ачиз та кыл-удмурт?Кин мар вера.Валэктисьёс трос.Нош,мон малпасько..ваньмыз со шонер о»во»л .Удмурт кыллэсь вордскем интызэ утчано туж вашкала дыръёсысь.Копано туж трос дауръёсты.Выжызэ утчано шунды пуксён палась ,Индия шаерысь.Учким ке «ведической мировоззрениез,адз»иськом-отын вань куинь муртсы(три мурти  з»уч сямен):Вишна,Брахма,Шива.Куке но индусъёс..та адямиосты сиё-дано карыса соослы во»сясько вылэм.Ко»ня ке даур ортчыса вишнаизм,брахманизм,шиваизм люкиськыса,куинь бадз»ым «шуръёслы по»рмизы.Мурти кыл-священной,в переводе.Уд,удыс-кыл огназ уг ветлы.Уд..кыче уд шуыса юаськом,валаммы потэ..кыче со сыче уд.Шуиськом -каляга уд.Уд-возьматэ трос луэмез.Кин ке но шуэ-удмурт удин кылысь потэм шуыса.Нош удинъёслэн асьсэлэн вордскем кылзы вань.Уд кыл лякиськемын вашкала дыръя ик мурт борды,малы ке шуоно со сиё-дано мар ке.Лякиськон мугез но солэн туж зол.Уд ,бен,со выжыез возьматэ.Та кылэн вашкалаосмы во»сяськылизы луоз но инбаме синъёссэс ж»утылизы.Озьы ,удмурт-со инмар выжыысь потэм трос адямиос(Одним словом,»Священные корни»-тае умой берыктоно вылэм удмурт  кылэ).

Удмурт кыл туж вашкала луэ.Нырысь -адями,собере гинэ -нюлэсмурт,вумурт кылэ кутиськизы луоз.Соин ик » вумурт»  кылысь «удмурт» кыл уг поты.Малы ке шуоно,вашкала адями шузи о»й вал.Со нырысь ик малпалляз луоз бадз»ым югыт дунне сярысь,аслэсьтыз интызэ со дуннеын утчаз,малпалляз улон сярысь,кызьы дунне вылын улоно,дышетскиз улонлы.Визь люказ но асьмелы та улонэз кузьмаз,нош » ву»,со троске-адямилы приложение,прикладной маке гинэ луэ.Соин ик анайёсмы шуо вал-улон вань та югыт дунне вылын гинэ.Сояз дунне сярысь соос трос о»з малпалляськылэ.

Улонэн шуди»ськом но йырсимы пурысьтам бере гинэ визьмо луиськом,нош егит дыр кошкиз ини.Соин ик та дунне вылын улон понна,тодоно нырысь ик анай кылэз.Соку адями валалоз малы вордскид,кызьы та удмурт дунне вылын улоно.

Мар ке уг по»рмы,сюлэмез чигоно о»во»л,юн кариськоно юонэн выроно о»во»л.Йырсачдэ чылкыт возид ке,малпанъёсыд одно ик быдэсмозы.

Удмуртъёсты оди»г интыын гинэ ули»сь калык уд шуы.По»ртэм мугъёсъя соос улон интыоссэс азьвыл но вошъязы,али но сыч»е сямзы бырымтэ.Асьмелэн ч»ыжы- выжыосмы быдэс Уралэ во»лмемын,Казахстанэ но,Украинае но Сибире но пуксьылэмын.

Удмуртъёс вашкала вакытэ ик по»ртэм кунъёсын кусыпъёс возизы,вузкарон ужен выризы.Кам,Белая(То»дьы Кам),Чусовая (Чус ву)шуръёс кузя олокытчы но вуыны быгати»зы.

Совето вакытэ но тросэз удмуртъёс выль интыосы ко»чылизы.Кызети» даурлэн витьтонэти» аръёсаз соос туж курадз»ыса ули»зы.Колхозъёсын уждун о»з тырэлэ,адямиослы киязы паспортзэс о»з сётылэ.Нош документтэк кытчы мынод?ОУдмуртъёс пегз»ыса сямен кошкылизы мукет интыосы.Озьы уноез Свердловск улосэ но вуизы.Свердловск улосэ вуэм удмуртъёс уноез з»учъёс по»лы сылмемын ни,анай кылзэс но вунэтэмын.1989-ти» арын ортчытэм лыдъян-чотанъя ,Свердловск улосын ог 23 сюрс удмуртъёс вал.Та по»лысь ко»няез паспортсыя гинэ удмурт лыдъяськизы меда? Нош али отысь удмуртъёслэн лыдзы уката кулэсмемын.

Дас куатети»-дас сизьымети» дауръёсы тросэз удмуртъёс  вуо башкиръёслэн музъемъёсазы,отчы интыясько,выжы лэзё.Та вакытэгес ик асьмелэн ч»ыжы-выжыосмы Свердловск улосысь Красноуфимск ёросэ но лыкто.Отын но буш интыос уно вал .Соку удмуртъёс одно ик вал возиллям.Соос вал вылын умой ворттыло вылэм.

1746-ти» арын З»уч правительство,лымшор кунгожзэ юнматон понна,Оренбург-крепость лэсьтыны малпаз.Отчы трос ужасьёс,солдатъёс келямын вал.Красноуфимск музъем вылысь гинэ Оренбурге кык полк ысти»зы.Соос кунгожез но,ужасьёсты но утизы.Та полкъёсы уно удмуртъёс но сюризы.Асьсэлэн усто валъёсынызы ик Оренбургын служить каризы.

Бо»рысьгес эксэйлэн выль указэс поти»з.Соя  Орнбургысь военной гарнизонэз казак войсколы по»рмыти»зы.Озьы уно удмуртъёс казак войское пыризы,улонзэс(кызь вить арч»оже) асьме кунмес утёнлы с»изизы.Удмуртъёс-казакъёс мукетъёсыныз ч»ош Наполеонлы но пумит нюръяськизы,Александр эксэйлэн кивалтэмез улсын Францие но вуизы.

Та гожтэме выжыкыл о»во»л,со историысь чуръёс.Ортемзэ вунэтыны уг яра.

Красноуфимск ёросысь поръёс(мариецъёс)удмуртъёсты  «Одо мари» шуо.Асьме ч»ыжы-выжыосмес соос туж данъяса вералляло.Со юнме шорысь о»во»л дыр.

1508-ти» арын Красноуфимск музъем вылын ули»сьёслы купчая сётэмын вылэм.Поръёс оди»г мылкыдын верало:сое удмуртъёс,пе,басьтизы.Ч»апак со документъя Тулва но Бисер  нимо удмуртъёс ямщик луыса ужаны быгатиллям.Валъёсын почтаез,адямиосты,по»ртэм арбериосты нулли»ллям.

Красноуфимск ёросын удмурт гуртъёс трос вылэм.Со сярысь верало вашкала во»сь нимъёс но.Тани Большие Тавры гурт во»зын Одо Керемет во»сь вань.1902-ти» арозь отчы удмуртъёс во»сяськыны люкаськылиллям,буш валъёсын лыктылиллям.Верхний Бугалыш гурт во»зысь Одо Курук гурезьын но удмурт во»сьёс ортчыло вылэм.Та гуртын поръёсын ч»ош удмуртъёс али но уло.Средний Бугалыш ,Юва гуртъёсты но асьме ч»ыжы-выжыосмы кылдытиллям ,шуо.

Юва гуртлэсь ог куать иськемын Марийские Ключи гурт пуксемын.Солэн пор нимыз-Одосола-удмурт гурт шуыса берыктиське.

Красноуфимск ёросысь удмуртъёслэн поръёслы по»рмемзы оди»г-кык арскын о»з ортчы,вылды.Соослэн анай кылзэс дышетыны луонлыксы о»й вал-сыч»е школаос о»з усьтэ.Нош кылем даурлэн 60-ти» аръёсаз Красноуфимск ёросын мари школаос кылдытэмын вал,отын мари пиналъёсын ч»ош удмуртъёсты но пор кыллы дышетыны кутскизы…Соин ик удмуртъёс асьсэлэсь анай  кылзэс вунэтыны кутскизы.

Улон азьлантиське.Нош асьмеос ,удмуртъёс,ог-огенымы кусыпъёсмес юнматон ласянь ужмес азинлыко  нуоно.Удмуртлыклэн дуныз номырин мерттантэм.Сое шо»дыны ,валаны гинэ луэ,дыр.Котькуд удмурт адями удмуртлыклэн зарни пырыез медло вылэм.

Еня Тура

Вахрушева Евгения Сергеевна,

Екатеринбургын поти»сь «Ключ земли» газетлэн редакторез.

Чыжы-выжыосмы..

Анс. «Купанча» села Октябрьское Белоярского района

В 2008году мой друг по работе -удмурт по нации Гребенщиков Василий мне дал телефон удмуртов села Октябрьское,точнее Гребенщиковой Нины Ивановны.Я позвонил Нине Ивановне и настоял на встрече с ними-познакомится поближе.Так в декабре 2008года учредители «Урал кенеш» впервые встретились с удмуртами села Октябрьское Белоярского района.Они приняли нас с открытой душой,горячим сердцем,с радостью и с удмуртскими выпечками.В ходе встречи мы рассказали об удмуртах Свердловской области ,об организации «Урал кенеш»,о проведённых мероприятих, о  созданных ансамблях в местах компактного проживания удмуртов.Радость была и в том,что они здесь не одни на Свердловской земле.Ощутив поддержку с нашей стороны,Нина Ивановна начала активную работу с удмуртами и , вскоре, основала удмуртский ансамбль «Купанча»,сшили удмуртские национальные костюмы.А через год открыла  «Дом досуга»,по-нашему «Пукон корка».Из поколения в поколение «Пукон корка»  передавало культуру удмуртов,их обычаи,их песни,их легенды.»Пукон корка»-это старая традиция наших предков,где бабушки по вечерам собирались в узком кругу и занимались ручными работами,параллельно рассказывая друг другу легенды,новости,обсуждали житейские проблемы,строили планы на будущее,пели песни своих родителей.Бабушки с собой водили туда и своих внуков и внучек,за которыми они приглядывали бывало целыми днями,пока родители внуков на работе.С рассказов бабушек и видя их ручную работу ,дети многое перенимали,прислушивались к ихним советам.Так и передавлась из поколения в поколение исконная культура наших предков.

Сейчас ансамбль «Купанча» принимает активное участие во многих мероприятиях «Урал кенеш»а,выступают и в других местах.Участники ансамбля сами родом из Селтинского,Игринского,Кезского районов Удмуртии, по волею случая переехавшие на земли Свердловской области.

Георгий Шамшияров,Учредитель «Урал кенеш».2010г

Нина Ивановна землячка Николая Мусалимова

Николай Мусалимов(Удмурт кенеш) но Георгий Шамшияров(Урал кенеш)